Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников (ФГОС) - Методические рекомендации - Стандарты, методические рекомендации - Готовые курсы внеурочной деятельности - Программы внеурочной деятельности в начальной школе
Главная | Регистрация | ВходЧетверг, 08.12.2016, 21:08

Каталог программ внеурочной деятельности для начальной школы

Меню сайта
Категории раздела
Методические рекомендации [4]

Готовые курсы внеурочной деятельности

Главная » Статьи » Стандарты, методические рекомендации » Методические рекомендации

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников (ФГОС)


Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)


В Федеральном государственном  образовательном стандарте общего образования, Концепции духовно-нравственного развития учащихся, являющейся «идеологической и методологической основой ФГОС», внеурочной деятельности  школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе: «Внеурочную деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий  развития ребенка, становление его как личности в школьные годы».

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.  Она ориентирована на создание условий для:
  • творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
  • социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;  владеющий основными умениями учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. При этом следует помнить, что формы, содержание деятельности  должны соответствовать целям, задачам и результатам воспитательной деятельности педагога. Результативность воспитательной деятельности предполагает: приобретение учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. 

Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. 

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию детей, родителей  на основе добровольного  выбора;
осуществляется в формах, отличных от классно-урочных: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее. 

Условиями успешности педагогической деятельности является проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития ребенка, осознания факторов, способствующих его развитию, и факторов, тормозящих этот процесс. Организовывая внеурочную деятельность, педагог планирует помощь ребенку в развитии, педагогическую поддержку этого процесса, облегчение «трудной работы роста» ребенка (Я. Корчак). Отношения между педагогом и воспитанником превращаются в диалог.

В  качестве показателей успешной внеурочной деятельности педагога может быть рассмотрено физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, адекватная самооценка, осознание выпускником школьных лет как события в  жизни. Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему народу), так и конкретным людям, среди которых он живет. Личность ребенка будет успешно развиваться в условиях психологической безопасности, когда педагог признает безусловной ценностью каждого ребенка, отказывается от внешнего оценивания, стремится к пониманию. При общении с детьми опирается на позитивные стороны личности, проявляет такт и осторожность при встрече с  неудачами, слабыми сторонами характера, стремится  обеспечить ребенку условия для проявления самостоятельности и так далее. 

В письме Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования» определены  основные задачи внеурочной деятельности и даны организационные модели:
  • модель дополнительного образования на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования;
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
  • инновационно-образовательная модель.

Модель дополнительного образования.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управлением образовательным учреждением к управлению образовательными программами.
Преимущество этой модели:
  • ребенку предоставляется широкий выбор для реализации своих интересов,  возможности самореализации и самоопределения;
  • во внеурочную деятельность включаются квалифицированные специалисты учреждений культуры, спорта, дополнительного образования;
  • создается широкое поле для реализации культурных практик, приобретения учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. 
Реализация такой модели возможна при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и школы на основе договорных партнерских отношений. Учреждение дополнительного образования может предоставить школе (нескольким школам) свою материально-техническую базу для занятий, или направить в школу своих педагогов. 

Модель «школы полного дня»

Реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Преимущество данной модели:
  • создаются благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка в школе в течение дня; 
  • обеспечивается содержательное единство учебной, внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы школы; 
  • создается здоровье-сберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно-эпидимиологических правил и нормативов;
  • в совместной деятельности ребенка и педагога обеспечивается реализация индивидуальной траектории развития ребенка. Воспитатель имеет возможность для индивидуальной беседы с ребенком (группой детей) в неформальной обстановке. 

Данная модель позволяет создать систему воспитательной деятельности, в которую включается все образовательное пространство школы: спортивный и актовый зал, школьный музей, библиотека и другие центры. 
Воспитатель группы продленного дня имеет возможность как для индивидуальной беседы с ребенком (группой детей) в неформальной обстановке, так и  для беседы с родителями.

Оптимизационная модель

В реализации данной модели принимают участие все педагогические работники данного образовательного учреждения: учителя, вожатые, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели и так далее.
Координирующая роль принадлежит, как правило, классному руководителю, который в соответствии со своими функциональными обязанностями:
  • взаимодействует с педагогическими работниками, с учебно-воспитательным персоналом школы;
  • организует в классе образовательный процесс, способствующий развитию личности учащихся; создает для этого благоприятный микроклимат;
  • включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их интересов, склонностей, способностей, разумного проведения свободного времени;
  • взаимодействует с родителями учащихся.
Преимущество данной модели заключается в том, что создается единое образовательное пространство в школе, в котором объединяются все структурные подразделения.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в рамках образовательного учреждения.
В рамках данной модели проходит разработка, апробация, внедрение образовательных программ, в которых учитываются региональные особенности.    

Требования к программам внеурочной деятельности           

В ФГОС нового поколения определены требования к программам внеурочной деятельности:  
в разделе «результаты» должны быть зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты, системно-деятельностный подход
в структуре  - наличие частей «интеграция учебной и внеурочной деятельности»; 
включение «неаудиторной занятости»;
в условиях  зафиксировано  наличие кадров педагогов-воспитателей, система повышения их профессиональной компетентности;
материально-техническое обеспечение;
наличие информационной среды, методического обеспечения.

В программах строго продумывается соответствие форм и содержания ожидаемым результатам, поставленным целям. 

Оценка личностных достижений школьников может осуществляться через портфолио.

Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Портфолио — нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении культурных и социальных практик. Оно представляет собой педагогически спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в освоении определенных духовных ценностей в рамках воспитательной программы. 

Примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям.

Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.

Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально-моделирующие игры.

Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы (КТД); праздники; поисково-краеведческие экспедиции.

Общеинтеллектуальное направление: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный  смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.

Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом),  концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово-развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.

Научно-методическое обеспечение внеурочной деятельности

Реализация внеурочной деятельности требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования. 
Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин
Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности
Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через: 
  • диверсификацию форм методической работы в образовательном учреждении; 
  • диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий; 
  • внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе, на основе дистанционных образовательных технологий. 

Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: 
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции); 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); 
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682); 
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); 
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594; 
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676). 
Дополнительно можно разрабатывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности. 
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности: 
  • укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками; 
  • наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; 
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения. 
  • При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (пункт 17 ФГОС НОО). 
  • Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.  

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
  1. Устав образовательного учреждения. 
  2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. 
  3. Договор образовательного учреждения с учредителем. 
  4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся. 
  5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений). 
  6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения. 
  7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей. 
  8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»). 
  9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения. 
  10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей). 
  11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. 
  12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг. 
  13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения. 
Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например: 
  1. Положение об учебном кабинете. 
  2. Положение об информационно-библиотечном центре. 
  3. Положение о культурно-досуговом центре. 
  4. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.
Категория: Методические рекомендации | Добавил: dremovd (25.02.2014)
Просмотров: 8128 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Если вы нашли ошибку в описании программы -- напишите комментарий, в форму обратной связи или на форуме.
Если вы хотите добавить рабочую программу -- напишите в форму обратной связи или на форуме.
Дремов Дмитрий © 2016
Хостинг от uCoz