Методические материалы по организации внеурочной деятельности Ханты-Мансийского автономного оркуга - Югры (часть 2) - Методические рекомендации - Стандарты, методические рекомендации - Готовые курсы внеурочной деятельности - Программы внеурочной деятельности в начальной школе
Главная | Регистрация | ВходСреда, 07.12.2016, 00:53

Каталог программ внеурочной деятельности для начальной школы

Меню сайта
Категории раздела
Методические рекомендации [4]

Готовые курсы внеурочной деятельности

Главная » Статьи » Стандарты, методические рекомендации » Методические рекомендации

Методические материалы по организации внеурочной деятельности Ханты-Мансийского автономного оркуга - Югры (часть 2)


Создание условий для реализации внеурочной деятельности


Для успешного введения ФГОС ООО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.

В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования можно предложить вариативную модель этого взаимодействия, включающую целый комплекс возможных моделей, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необходимости корректировалась) исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.

В качестве первой составляющей может выступать "узловая" модель, когда учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые "аккумулируются" в УДОД. Данный вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и, поэтому создание малочисленных учебных групп на 2 - 4 ученика в каждом из этих учреждений является неэффективным.

Вторая составляющая вариативной модели также является традиционным подходом к организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения общего образования соответствующего филиала УДОД.

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.

Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждениями и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения.

Разрабатываемые или скорректированные локальные акты образовательного учреждения должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС, приведен в Приложении.

Финансово-экономические условия.

В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности образовательным учреждением должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.

Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования внеурочной деятельности предполагает следующие составляющие финансирования: нормативное, программное, стимулирующее.

1. Финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося должно учитывать и регуляторы экономических механизмов реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе в рамках системы поиска и содействия развитию одаренных детей.

В данном случае предполагается финансирование:

части, формируемой участниками образовательного процесса, относящейся к учебному плану образовательного учреждения (если такой выбор будет ими сделан в пользу дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, школьных научных обществ, учебных научных исследований, практикумов и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

внутришкольного дополнительного образования (программы внеурочной деятельности, ориентированные на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования);

групп продленного дня (модель "школа полного дня");

деятельности классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельности иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями на основе квалификационных характеристик должностей работников образования.

2. Бюджетное программное финансирование предполагает выделение средств на отраслевые целевые программы и направлено, как правило, на развитие материальной базы, информатизацию образовательного процесса, инновационную деятельность и т.д.

Этот вид финансирования имеет особые возможности для преподавания курсов, дисциплин региональной, национальной, этнокультурной направленности. В данном случае внеурочная деятельность может рассматриваться как потенциал для реализации региональной, национальной, этнокультурной составляющей.

3. Бюджетное стимулирующее финансирование. Значительный импульс для использования этого вида финансирования придал приоритетный национальный проект "Образование": около девяти тысяч школ получили на конкурсной основе по одному миллиону рублей. На сегодняшний день данная инициатива поддержана на региональном уровне в рамках проводимых конкурсов инновационных проектов и программ.

В отношении внебюджетного финансирования и, в частности, платных дополнительных образовательных услуг.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 45 Закона Российской Федерации "Об образовании" государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Однако эти платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Поэтому если дополнительные образовательные услуги востребованы при соблюдении вышеуказанных условий, и это расширяет существующие направления внеурочной деятельности, а также связано с необходимостью оплаты соответствующего оборудования, помещений и т.д. (например, для плавательной секции, секции фигурного катания, верховой езды и т.д.), то они могут быть использованы как дополнительный ресурс для организации внеурочной деятельности.

Ключевыми приоритетами модернизации общего образования на ближайшее будущее по финансово-экономическому обеспечению ФГОС ООО в целом и внеурочной деятельности в частности должны стать:

развитие новой системы оплаты труда, ориентированной на ФГОС ООО;

совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений;

разработка и апробация новых регуляторов экономических механизмов в системе образования.

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности может быть включено:

проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;

информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования;

создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности может играть Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду образовательного учреждения. Именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.

Научно-методическое обеспечение. Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования.

Внеурочная деятельность призвана в относительно новом образовательном пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.

Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 марта 2012 г. № 266 «Об утверждении примерных требований обеспеченности образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры информационно-коммуникационными ресурсами».

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:

укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;

наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.














Приложение


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


1. Устав образовательного учреждения.

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

3. Договор образовательного учреждения с учредителем.

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.

5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.

7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.

8. Положение о группе продленного дня ("школе полного дня").

9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:

14. Положение об учебном кабинете.

15. Положение об информационно-библиотечном центре.

16. Положение о культурно-досуговом центре.

17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.









Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

  Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

1. Общие положения

1.1. Внеурочная деятельность обучающихся МОУ _______________________ – специально организованная деятельность обучающихся _________ классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.

1.2. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.3. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей).

1.4. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

2. Основные цели и задачи

   2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся ______ классов в соответствии с основной образовательной программой ____________общего образования МОУ___________________________________________________.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

2.3. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности.


   3.1. Внеурочная деятельность может быть организована:

  • направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.;
  • видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

3.2. Внеурочная деятельность может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования; через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

4. Права и обязанности участников образовательного процесса

4.1. Участниками внеурочной деятельности являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники.

4.2. Права, обязанности и социальные гарантии педагогических работников, организующих внеурочную деятельность обучающихся определяются законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, трудовым договором, определяющим функциональные обязанности и квалификационные характеристики.

4.3. Руководитель общеобразовательного учреждения определяет функциональные обязанности педагога, организующего внеурочную деятельность обучающихся.

4.4. К педагогическим работникам, организующим внеурочную деятельность обучающихся, предъявляются требования, соответствующие квалификационные характеристики по должности.

4.5. Администрация общеобразовательного учреждения осуществляет непосредственное руководство внеурочной деятельностью.

5. Требования к организации внеурочной деятельности.

5.1. Программы внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ.

5.2. Оптимальная продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет (количество указывается в соответствии с классом, например, 3 – 66 часов в 1 классе, 34-68 часов во 2-4 классах, наполняемость групп от 10-15 человек до 25 человек.

5.3. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.

5.4. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфеля достижений обучающегся в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

5.5. Программа внеурочной деятельности должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН.

5.6. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня; при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.

6. Порядок комплектования объединений и организация внеурочной деятельности.

6.1. Заместитель директора по воспитательной работе совместно с заместителем директора по учебной работе организуют работу творческой группы педагогов по разработке программ различных объединений на следующий учебный год согласно запросу учащихся и родителей.

6.2. С целью организации внеурочной деятельности администрация школы может привлекать педагогов учреждений дополнительного образования для организации работы объединений творческого направления. Сотрудничество осуществляется в рамках договора о ресурсном взаимодействии.


6.3 Классный руководитель проводит анкетирование обучающихся и их родителей с представлением основных направлений внеурочной деятельности, на основании анкетирования формируется общий заказ в параллели и индивидуальный образовательный маршрут обучающегося. На основании заказа заместитель директора по воспитательной работе составляет график работы объединений внеурочной деятельности.

6.4. В начале каждого учебного года администрация совместно с педагогами дополнительного образования и классными руководителями школы организует презентацию имеющихся объединений.

6.5. Классный руководитель осуществляет тьюторское сопровождение обучающихся класса для организации выбора и в ходе посещения объединения.

6.6. При формировании индивидуального образовательного маршрута администрация школы создает условия для дистанционной поддержки внеурочной деятельности.

7. Типы образовательных программ внеурочной деятельности

В определении содержания программ МОУ__________ (школа) руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей.

7.1. Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

7.2. Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

7.3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень, 2-3-й классы — второй уровень, 4-й класс — третий уровень и др.)

7.4. Образовательные программы могут быть по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.

7.5.Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.

7.6.Индивидуальные образовательные программы для учащихся - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.

8. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности.

8.1 При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта на основе Договора о совместной деятельности.

8.2.Механизмы интеграции:

  • разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

9. Классификация результатов внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

10. Оценка качества и утверждения программы внеурочной деятельности

10.1. Использование программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:
- согласование программ на школьных методических объединениях,
внутреннее рецензирование;
- рассмотрение программы внеурочной деятельности на методическом совете школы, утверждение директором школы,
внешнее рецензирование, если программа авторская.
10.2. В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура программы.
10.3. Внутреннее рецензирование проводят учителя школы высшей квалификационной категории.

11. Требования к структуре программы

Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные разделы:

  • Титульный лист
  • Пояснительную записку
  • Основное содержание
  • Ожидаемые результаты
  • Учебно-методический план
  • Ресурсное обеспечение
  • Список литературы.

12. Этапы организация внеурочной деятельности

12.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение.
12.2.Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности
12.3. Предварительный выбор предметов учащимися производится во втором полугодии на основе анкетирования.
12.4. Повторное анкетирование проводится в начале учебного года.
12.5. Для учащихся 1 классов набор модулей программы внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании в апреле.
12.6. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности.

13. Делопроизводство

13.1. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости обучающихся производится в классном журнале, журнале группы продлённого дня, журнале объединения дополнительного образования или специальном журнале внеурочной деятельности.

13.2. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления журналов.

13.3. Рекомендуется разработать положение о ведении Журнала внеурочной деятельности.



Источник: http://www.doinhmao.ru
Категория: Методические рекомендации | Добавил: dremovd (25.02.2014)
Просмотров: 3700 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Если вы нашли ошибку в описании программы -- напишите комментарий, в форму обратной связи или на форуме.
Если вы хотите добавить рабочую программу -- напишите в форму обратной связи или на форуме.
Дремов Дмитрий © 2016
Хостинг от uCoz