Методические материалы по организации внеурочной деятельности Ханты-Мансийского автономного оркуга - Югры (часть 1) - Методические рекомендации - Стандарты, методические рекомендации - Готовые курсы внеурочной деятельности - Программы внеурочной деятельности в начальной школе
Главная | Регистрация | ВходВоскресенье, 04.12.2016, 15:15

Каталог программ внеурочной деятельности для начальной школы

Меню сайта
Категории раздела
Методические рекомендации [4]

Готовые курсы внеурочной деятельности

Главная » Статьи » Стандарты, методические рекомендации » Методические рекомендации

Методические материалы по организации внеурочной деятельности Ханты-Мансийского автономного оркуга - Югры (часть 1)


Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА - ЮГРЫ








ул. Чехова 12, г. Ханты-Мансийск, Ханты- Мансийский

автономный округ – Югра (Тюменская область), 628011

Тел. (3467)32-20-96, факс: (3467)32-20-92

E-mail:info@doinhmao.ru, http://www.doinhmao.ru






Исх. от 01.06.2012 №4696/12



Об организации внеурочной деятельности



Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направляет для использования в работе методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, в условиях пилотного введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Примерное положение об организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательного учреждения.

.


Приложение на 17 л.





Начальник управления А.П. Урсу-Архипова







8 3467 32 74 12

Приложение


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной про граммы основного общего образования определяет образовательное учреждение. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В качестве организационных моделей рекомендуем использовать организационные модели внеурочной деятельности, рекомендованные Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).


Рис. 1. Базовая организационная модель реализации

внеурочной деятельности

┌───────────────────────────┐                    ┌────────────────────────┐

│       Инновационная       │                    │  Иные педагогические   │

│    (экспериментальная,    │                    │       работники        │

│ пилотная, внедренческая)  │                    │                        │

│         площадка          │    ┌────────────┐  │Должностные обязанности │

│       Инновационная       │    │внеурочная  │  │ педагога-организатора, │

│    (экспериментальная)    │<───┤деятельность├─>│ социального педагога,  │

│деятельность по разработке,│    └─┬─┬─┬─┬─┬──┘  │  педагога-психолога,   │

│   апробации, внедрению    │      │ │ │ │ │     │   старшего вожатого    │

│   новых образовательных   │      │ │ │ │ │     │                        │

│  программ, в том числе    │      │ │ │ │ │     │                        │

│ учитывающих региональные  │      │ │ │ │ │     │                        │

│       особенности         │      │ │ │ │ │     │                        │

└───────────────────────────┘      │ │ │ │ │     └────────────────────────┘

                                   │ │ │ │ │

        ┌──────────────────────────┘ │ │ │ └──────────────────────┐

        │              ┌─────────────┘ │ └──────────┐             │

        \/             \/              \/           \/            \/

┌─────────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────┐ ┌──────────────┐

│Учебные план │ │Дополнитель-│ │Дополнительное│ │Группы  │ │   Классное   │

│образователь-│ │ное образо- │ │образование   │ │продлен-│ │ руководство  │

│ного учрежде-│ │вание       │ │учреждений    │ │ного дня│ │              │

│ния          │ │образова-   │ │культуры и    │ │        │ │ Деятельность │

│             │ │тельного    │ │УДОД          │ │Деятель-│ │   классных   │

│Часть,       │ │учреждения  │ │              │ │ность   │ │руководителей │

│формируемая  │ │            │ │Организация   │ │воспита-│ │ (экскурсии,  │

│участниками  │ │Организация │ │деятельности  │ │телей   │ │   диспуты,   │

│образователь-│ │кружков,    │ │как на базе   │ │ГПД,    │ │круглые столы,│

│ного процесса│ │спортивно-  │ │общеобразова- │ │например│ │соревнования, │

│(секции,     │ │оздорови-   │ │тельных       │ │в рамках│ │ общественно  │

│школьные     │ │тельных     │ │учреждений,   │ │"школы  │ │   полезные   │

│научные      │ │секций,     │ │так и на базе │ │полного │ │  практики и  │

│общества,    │ │поисковых и │ │самих         │ │дня"    │ │    т.д.)     │

│научные      │ │научных     │ │учреждений    │ │        │ │              │

│исследования │ │исследований│ │дополнительно-│ │        │ │              │

│и т.д.)      │ │и т.д.      │ │го образования│ │        │ │              │

│             │ │            │ │детей и       │ │        │ │              │

│             │ │            │ │учреждений    │ │        │ │              │

│             │ │            │ │культуры      │ │        │ │              │

└─────────────┘ └────────────┘ └──────────────┘ └────────┘ └──────────────┘

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

организацию деятельности групп продленного дня;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель "школы полного дня";

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

модель сетевой организации (на основе сетевого взаимодействия ОУ разных типов и видов);

модель ресурсного центра (на основе муниципального ресурсного центра, в качестве которого может выступать любое образовательное учреждение, располагающее необходимыми и достаточными условиями)

инновационно-образовательная модель.

Модель дополнительного образования. Данная модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования может быть предусмотрена в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель "школы полного дня". Основой для модели "школы полного дня" является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель сетевой организации. Модель внеурочной деятельности на основе объединения возможностей образовательных учреждений, достаточных для реализации направлений внеурочной деятельности. В этом случае координирующую функцию изначально выполняют органы, осуществляющие управление в сфере образования. После создания муниципальной сети координатором выступает тьютор или член администрации школы. В сетевой организации могут участвовать образовательные учреждения различных типов и видов.

Преимуществами данной модели являются: оптимизация кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов на реализацию внеурочной деятельности, создание единого образовательного пространства на уровне муниципального образования, учет и обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся.

Модель ресурсного центра. Организация внеурочной деятельности на базе муниципального ресурсного центра. В качестве такого может выступать любое образовательное учреждение, располагающее необходимыми и достаточными условиями (кадровыми, материально-техническими, финансово-экономическими). Количество ресурсных центров может зависеть от количества обучающихся, их потребности, социального заказа. Ресурсный (ые) центр (ы) определяется муниципальным органом, осуществляющим управление в сфере образования.

Преимущества данной модели заключаются в минимизации затрат на организацию внеурочной деятельности и сосредоточении кадрового и материально-технического ресурсов, обеспечение максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.





Источник: http://www.doinhmao.ru
Категория: Методические рекомендации | Добавил: dremovd (25.02.2014)
Просмотров: 2167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Если вы нашли ошибку в описании программы -- напишите комментарий, в форму обратной связи или на форуме.
Если вы хотите добавить рабочую программу -- напишите в форму обратной связи или на форуме.
Дремов Дмитрий © 2016
Хостинг от uCoz